ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 ” 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи

 

Приказ “О назначении ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов”

Должностная инструкция ответственного за организацию доступа инвалидов к объектам

Программа обучения (инструктажа) по вопросам связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

Ответственные: Тихонов С.В., Тихонов П.С. прошли курсы:  “Подготовка специалистов предприятий и учреждений социальной инфраструктуры по сопровождению инвалидов в помещении организации” в количестве – 16 часов

У здания учреждения оборудовано место парковки.

Паспорт доступности СОГБОУ “Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Перечень оборудования, приобретённого  по программе «Доступная среда»:

Наименование
 
Зеркальный обман: конструкция состоящая из

воздушно-пузырьковой колонны,

мягкого полукруглого каркасного основания

комплекта безопасных зеркал в обрамлении для создания визуального эффекта

1

1

1

1

 

Бескаркасная модульная мебель(пуф) 2 2
Разгрузочное кресло «Трансформер» 1
Фиберзанавес каскад на пульте управления 1
Сенсорное панно «Иллюминатор» с пультом д/у 1
Световой модуль для рисования песком 1
Ковер «Звездное небо» 1
Интерактивная светозвуковая панель «Световая лесенка» 1
Тактильное оборудование (деревянная мебель) 1
Светонепроницаемые фотошторы «Акварелакс» 1
Мягкая  форма серии «Карусель»

Горка

Черепаха

Времена года

Самолет полоса препятствий

 

1

1

1

1

 

Документ камера А405 2
Приставка свето-звуковая 1
Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей

Многофункциональная парта «Инклюзив»

1
Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей

Многофункциональная парта «Инклюзив»

1
Аппаратно-программный комплекс для  детей с ОПА (ДЦП)

Многофункциональная парта «Инклюзив»

1
Логопедический тренажер 1

Пандус перекатной

1

 

Условия для обеспечения беспрепятственного доступа в здания школы-интерната 

Центральный вход в учебный корпус оборудован травмобезопасными перилами и пандусом  с не скользящим покрытием, имеется удобная система вызова. Здание учебного корпуса оборудована входной группой (расширенные дверные блоки). На входе размещена вывеска выполненная с применением шрифта Брайля. Крыльцо, ступеньки и проход в учреждение оборудованы тактильной плиткой. На первом этаже для получения информации установлена бегущая строка,  поручни с направляющими наклейками и нанесенной информацией шрифтом Брайля, направляющие тактильные плитки и напольные полосы, система навигации (таблички и пиктограммы), организована доступность к  санузлу, в котором имеется кнопка вызова, поручни, поворотное антивандальное зеркало и другое специализированное оборудование, дополнительно внутри помещения установлен переносной складной пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду  будет предоставлено сопровождающее лицо.

Ответственные: Тихонов Сергей Валентинович, Тихонов Павел Сергеевич 

У здания учреждения оборудовано место парковки.

Учебные классы располагаются вдали от помещений, являющихся источниками шума и запахов,  оконные фрамуги функционируют в любое время года. Температура воздуха в учебных кабинетах составляет 18-22°С.  Все школьные помещения имеют естественное освещение, кроме  внутренних служебных помещений малой площади. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Искусственное освещение люминесцентное. В кабинетах над классными досками установлены софиты. По результатам инструментальных исследований световой среды уровни искусственной освещенности на рабочих местах соответствует требованиям СанПиН. Каждый из учащихся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием его зрения и слуха, что способствует сохранению и коррекции осанки детей. Столы расставлены в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся произведена цветовая маркировка столов и стульев. При оборудовании кабинетов соблюдаются размеры проходов и расстояние между предметами оборудования.

Во всех школьных зданиях установлена автоматическая противопожарная сигнализация. Помещения оснащены первичными средствами пожаротушения – огнетушителями, на каждом этаже размещаются планы эвакуации, пути эвакуации обозначены знаками движения, а запасные выходы светящимися табло «Выход». Составлена и зарегистрирована пожарная декларация.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

В школе  имеются  оборудованные учебные классы и  кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

начальные классы -4

 старшие классы -6

педагога-психолога

сенсорная комната

логопеда

социального педагога

швейная мастерская

столярная мастерские

кабинет социально-бытовой ориентировки

Для проведения уроков профессионально-трудового обучения оборудована и действует теплица. Все учебные кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиН.

Объекты для проведения практических занятий,  приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для проведения практических занятий в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  функционируют кабинеты, залы, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям.

-кабинет социально-бытовой ориентировки;

-кабинет младшего обслуживающего персонала;

-швейная мастерская;

-столярная мастерская;

-теплица;

-пришкольная территория.

Кабинет/назначение Площадь объекта, кв.м. Функциональное использование
Кабинет естественных наук 34,4кв.м. Проводятся практические занятий по географии, истории, экологии, краеведению. Кабинет оснащен следующим оборудованием: автоматизированное место учителя (проектор, интерактивная доска , ноутбук), глобусы, набор карт России, набор карт мира , компасы, набор  таблиц, дидактический материал.
Кабинет русского языка и литературы 34 кв.м. Проводятся практические занятий по русскому языку и чтению Кабинет оснащен следующим оборудованием: автоматизированное место учителя (проектор, интерактивная доска , ноутбук),, имеется дидактический материал.
Кабинет математики 33,6 кв.м. Формирование и совершенствование ИКТ-компетентностей обучающихся, автоматизированными рабочими местам учителя,  интерактивная доска, веб камера.
Музыкальный зал 52.4 кв.м. Практические занятия по предмету «Изобразительное искусство», по предмету «Музыка», занятия по внеурочной деятельности. Объект предназначен для формирования и развития творческих способностей обучающихся, практических изобразительных навыков. Кабинет оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео записями,  автоматизированным местом учителя (проектор, ноутбук, экран). музыкальным центром, синтезатором, фортепиано.
Кабинет СБО 43.5 кв.м. Объект предназначен для проведения практических занятий с обучающимися 5-9 классов по приобретению навыков приготовления пищи. Оборудован электроплитой, холодильником,  раковиной, кухонным гарнитуром, мягкой мебелью, мебельной стенкой, столами и стульями.
Швейная мастерская 33.6 кв.м. Объект предназначен для проведения практических работ формирующих представления о составляющих  техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Оборудован швейными машинами, доской гладильной, столом для раскроя, дидактическим материалом.
Спортивный зал, спортивная площадка 162 кв.м. Практические занятия по предмету “Физическая культура”, занятий по изучению и практическому выполнению физических упражнений , проведения спортивных игр, проведение спортивных кружков и секций. Оснащен в полном объеме спортивного инвентаря и оборудования. Объект предназначен для развития физических способностей и формированию навыков ЗОЖ.
Столярная мастерская 80,3 кв.м. Практические занятия по предмету “Профессионально-трудового обучения» для мальчиков Объект оборудован солярными,  станками, учебным оборудованием и инструментами.

Для осуществления образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидов дополнительно имеются:

-Аппаратно-программный комплекс для детей с ОАП (ДЦП) “Инклюзив”;

-Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей  “Инклюзив”;

-Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей  “Инклюзив”.

Учащиеся начальной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях,  расположенных на 1 этаже здания.  Для обучающихся средней и старшей школы организована  кабинетная система по всем предметам, входящим в федеральный и региональный компоненты учебного плана. Площадь кабинетов 36 кв.м, что соответствует предъявляемым требованиям.   Уровень материально-технического обеспечения кабинетов соответствует требованиям. Все предметы учебного плана обеспечены учебно-методическим комплексом (стандарты и программы, учебники, учебные пособия, рабочие программы педагогов, методические материалы). Учебные кабинеты и библиотека оснащены средствами ИКТ, телевизорами, электронными  учебными пособиями, имеется выход в Internet.

Библиотека с читальным залом и книгохранилищем, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В библиотеке имеется учебная и методическая литература, периодическая печать,  детская художественная литература.

 фонд учебной литературы-1359 экз. ; фонд художественной литературы-4466 экз.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья : В школе-интернате созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в в школе имеется спортивный зал, тренажерный зал, игровая  и спортивная площадка- многофункциональная, где проводятся уроки, спортивные мероприятия, соревнования. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения уроков и физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, обручи, палки гимнастические, скакалки, гантели, коврики для занятий, лыжи и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Средства обучения и воспитания, приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учреждение обеспечено следующими видами обучения и воспитания:

печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)

электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа,

4 интерактивные доски,сетевые образовательные ресурсы,)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,учебные фильмы на цифровых носителях)

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные,иллюстрации настенные, магнитные доски)

демонстрационные (гербарии, муляжи,макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

учебные приборы (глобус, компас и т.д.)

-тренажеры, спортивное оборудование и инвентарь.

Для организации досуга для детей с ОВЗ и инвалидов в учреждении имеются три игровые зоны в учебном корпусе, одна в спальном корпусе, музыкальный зал, игровая и спортивная площадки, стадион, помещения для игр.

Проживание воспитанников в школе-интернате организовано в здании спального корпуса, в котором оборудованы 11 спален, имеются санитарно-гигиенические комнаты, душевая, комната личной гигиены, сушилка, парикмахерская, библиотека, оборудованное помещение для организации досуга, сенсорная комната.

В спальном корпусе расположен медицинский блок с отдельным входом, где енными возможностями оборудованы: кабинет врача, процедурный кабинет, прививочный кабинет, изолятор.

Специальные условия питания обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В школе-интернате организовано пятиразовое питание, которое осуществляется в оборудованной столовой и охватывает 100% воспитанников. Для обеспечения здоровым питанием разработано и реализуется четырнадцатидневное меню в соответствии с требованиями, с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам 7-11 лет, 12-18 лет, проводится витаминизация. Приготовление  блюд производится непосредственно на пищеблоке школы-интерната, который оборудован в соответствии с требованиями современным холодильным и техническим оборудованием, достаточным количеством посуды и инвентаря.

В учреждении имеется столовая. Прием пищи осуществляется в обеденном зале, рассчитанном на 64 посадочных места в две смены. Обеденный зал оборудован столовой мебелью с покрытием, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столовая посуда и приборы отвечают требованиям безопасности. В школе-интернате организовано пятиразовое питание, которое осуществляется в оборудованной столовой и охватывает 100% воспитанников. Для обеспечения здоровым питанием разработано и реализуется четырнадцатидневное меню в соответствии с требованиями, с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам 7-11 лет, 12-18 лет, проводится витаминизация. Приготовление  блюд производится непосредственно на пищеблоке школы-интерната, который оборудован в соответствии с требованиями современным холодильным и техническим оборудованием, достаточным количеством посуды и инвентаря.

Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. 

Закупка  продуктов питания производится в строгом соответствии с Федеральным  Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ ( в ред. от 28.12.2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд».

Питание обучающихся осуществляется в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В школе-интернате работает программа “Азбука здоровья”.

Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется медицинскими работниками.

просмотр

Специальные условия охраны здоровья обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Сохранение и укрепление здоровья учащихся — одна из важнейших задач образовательного учреждения. Известно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения). Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Поэтому особое внимание в нашей школе уделяется санитарно — гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги и  мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем  находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах.

При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходили из того, что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оформлении школы учитываются  особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не только от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса,  а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены окрашены в приглушенные  тона, но при этом на некоторых из них  есть яркие панно. Искусственные и натуральные цветы создают атмосферу уюта и комфорта, обеспечивая кратковременный отдых. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром природы.

Деятельность нашей школы направлена:
– на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
– создание здоровой и безопасной среды;
– совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
– совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.

В школе организована работа по следующим направлениям:
– профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
– работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
– организация и проведение прогулок  и занятий на свежем воздухе;
– проведение «дней здоровья»;
– лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
– спортивные мероприятия разного уровня.

Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Коллектив школы занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:

– создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);

– использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.

Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.

Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.

Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма и другие), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

– учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

– наличие эмоциональных разрядок на уроках;

– использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества. В режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физкультминуты на уроках.

Расписание составлено в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором. Увеличен объем двигательной активности.

Кружковая и секционная работа вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.

Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

Кружковая работа обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Во второй половине дня, для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.

В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей.

Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, соревнования. Отдельное внимание в школе отводится гигиене — все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.

Большое внимание уделяется профилактической работе с обучающимися. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, посвященные борьбе с  вредными привычками. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные  руководители и воспитатели групп рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных условиях.

Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся.

Для учащихся организована работа кружков и спортивных секций

Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся.

В режим дня включен  комплекс оздоровительных мероприятий:

– классные часы и воспитательные занятия в рамках программы «Азбука здоровья»

– физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;

– подвижные игры на переменах;

– общешкольные спортивные соревнования

– Дни здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Осуществляется в учебных кабинетах для старших классов, оснащенных персональными компьютерами, имеющими выход в Интернет, обеспечивающем доступ к электронным образовательным ресурсам.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
Мультимедийные средства, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие школы-интерната- имеются

Количество жилых помещений в в интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – 6